Творчество сочинителя песен Михаила Щербакова
уже достаточно времени является
частью русского культурного наследия.
Его поэтическое слово многозначно, многомерно, объемно и исполнено магической
силы. Любая из его песен — художественная авантюра, игра, интеллектуальное,
духовное и культурное приключение, интрига, похожая на старинное кружево: нельзя
догадаться, как оно сделано — чаще всего это означает, что мы имеем дело с
мастерским произведением, а не с ремесленной поделкой.
Его речитативы действуют как магические заговоры, они так чертовски красивы, что
недоверчивый рассуждает об обмане и мистификации.
А доверчивому в этом мире и легко, и опасно, и горько, и отрадно. Здесь много
воздуха. Мысли и чувства глубоки и новы. В позвоночнике — холодок, и сердце
замирает, как в детстве, — и это признак того, что ты попал внутрь, что ты уже
ведешь свою личную рискованную игру в самом центре художественного пространства
щербаковской песни.
Сам же автор исполнен достоинства, остроумен, ироничен и по-старомодному изящен,
он умеет легко скользить меж пространствами и временами, раздвигать миры и
преображать действительность.
М.Щ. лишен дидактизма. Ему чужды оптимизм, пафос, толерантность и "задушевность"
— вещи, столь дорогие сердцу традиционного кспэшника. И, что особенно
греет, — ему совершенно чуждо это плоское и убогое "позитивное мышление", которым
ныне так зачарованы менеджеры среднего звена.
Творческая позиция сочинителя песен Михаила Щербакова мне представляется
стоической и определяется одиночеством. Одиночество делает художника-стоика
свободным от внешней и внутренней ангажированности.
Недосягаемость, строгость и отстраненность автора не всех устраивает: мы-то
любим, чтобы наш герой был прост и дружелюбен, как Ильич. Но М.Щ. не подписывался
никого устраивать. Так что давайте не роптать. А лучше поздравим друг друга с тем,
что у нас есть возможность слушать такие великолепные песни, и пожелаем их
сочинителю здоровья и долгих лет жизни.
Ольга Чикина